Что дает Олимпиада туристическому бизнесу

Что дает Олимпиада туристическому бизнесу

Мировая практика организации и проведения Олимпийских игр показывает, что принимающий город далеко не всегда получает положительный экономический эффект от мероприятия. Все зависит от того, насколько велики были расходы на подготовку, а также насколько привлекательным для туристов уже являлся город, в котором проводились игры.

По мнению экспертов, далеко не факт, что Зимняя Олимпиада положительно скажется на городе Сочи с точки зрения привлечения новых туристов. Перекос сделан в сторону спортивных объектов, в ущерб туристической инфраструктуре.

Первые итоги «Лондона»

эксперты, изучающие экономический эффект от массовых мероприятий сходятся во мнении, что чаще всего результат не оправдывает ожидания. «Каждый город надеется, что его мероприятие будет отличаться от аналогичных, которые не дали масштабный экономический эффект», - говорит Роберт Бааде, экономист Lake Forest College в Иллинойсе.

По мнению экономиста Университета Чикаго Аллена Сандерсона олимпийские игры в Лондоне и предстоящие через четыре года игры в Рио-де-Жанейро не могут быть оправданы с точки зрения бизнеса настолько же, насколько они будут оправданы с точки зрения получения удовольствия.

Сандерсон в доказательство приводит исследование, в котором изучен экономический эффект для трех последних городов, принявших летнюю Олимпиаду и аналогичных городов в тех же странах, в которых игры не проходили. Авторы исследования практическ не нашли доказательств сильного роста доходов городов, принимающих Олимпиаду, после ее проведения, по сравнению с остальными, которые ее не принимали.

Точно также, скорее всего, произойдет и с Лондоном по итогам 2012 года, и с Сочи по итогам 2014 года. Во-первых, сама Олимпиада, как правило, отталкивает туристов. Люди боятся переполненности, завышения цен. На спортивные события ездят только болельщики. Именно они впоследствии и могут стать потенциальными новыми туристами.

Том Дженкинс, исполнительный директор Европейской ассоциации туроператоров (ETOA), считает, что туристический эффект для Лондона во время Олимпиады был не очень хорошим. ETOA исследовала игры и выяснила, что уровень туризма во время олимпийских игр снижается.

Виноваты, в том числе власти, которые предупреждали о переполненности общественного транспорта. «Уникальность Олимпиады в 2012 году заключалась в том, что Лондону было что терять, и он потерял это», - говорит Дженкинс.

Согласны с Дженкинсом и российские эксперты. По мнению заместителя генерального директора по развитию компании BSI Group Алексея Попова, за время Олимпиады турпоток в Лондон снизился на 30-50%. «Мы ждем, что примерно в октябре сыграет отложенные спрос, и в Лондон поедут те туристы, которые до этого отказались от туров из-за опасений по поводу завешенных цен, переполненности города», - говорит Алексей Попов. К слову, опасения туристов в какой-то степени были оправданы. За полгода до Олимпиады в Лондоне цены на размещение буквально взлетели, а туроператоры не могли получить блоки. Как пояснили эксперты туррынка, мест в гостиницах практически не было, т.к. большинство из них было зарезервировано за Международным Олимпийским комитетом. За пару месяцев до Олимпиады МОК снял свой резерв номеров, и они в большом количестве были выброшены на рынок. Учитывая близость мероприятия, отелям пришлось снижать цены. С каждым месяцем, размещение становилось все дешевле, пока скидки не дошли до 30%.

Он скептичен и в отношении туристического успеха сочинской Олимпиады. «То, как пройдет для туротрасли Олимпиада в Сочи, во многом зависит от цен. Известно, что сервис в Сочи "не лондонский", а цены - как минимум на уровне Лондона, а иногда и выше. Если местные компании сильно поднимут цены на период Олимпиады, то это мероприятие принесет не много пользы для туррынка. Туристы туда просто не поедут», - рассуждает Попов.

По мнению аналитиков Saxo Bank, экономические выгодны для страны, принимающей у себя Олимпийские игры, часто ниже расходов на ее проведение. В аналитической записке банка говориться, что в Лондоне основным бенефициаром мероприятия была строительная отрасль. Британские компании в этом секторе заработали около 6 млрд фунтов, в то время как совокупные доходы отелей, розничных компаний, супермаркетов, продовольственного и туристического секторов, по оценке Visa, предположительно составили около 510 млн фунтов.

Далеко не всем удавалось «использовать» Олимпиаду во благо

Опыт проведения Олимпийских игр показывает, что спортивное мероприятие такого уровня может принести не только потери, но и колоссальный доход для туротрасли.

Так, игры 1976 года в канадском Монреале нанесли по бюджету города тяжелый удар. Потери составили $1,2 млрд. Для уплаты образовавшейся задолженности город был вынужден ввести специальный налог на продажу табачных изделий.

Игры в Лос-Анджелесе в 1984 году, учитывая негативный опыт, стали первыми в истории, профинансированными целиком за счет частного капитала. Они, кстати, принесли прибыль: по данным исследования PricewaterhouseCoopers, она составила $335 млн, не считая долгосрочного эффекта от использования построенных сооружений, составившего $2,3 млрд.

Дальше Олимпийские игры стали еще более успешными. По данным PWC, проведение Игр повысило региональный валовой продукт в Сиднее (2000 год) на $6,5 млрд, или 2,78%, в Атланте (1996 год) — на $5,1 млрд, или 2,41%, в Барселоне (1992 год) — на $300 млн, или 0,03%, Игры в Сеуле (1988 год) увеличили ВВП Южной Кореи на 1,4%.

Что касается Барселоны, то организаторам удалось сделать город привлекательным для туристов. До Игр здесь не было нормальных городских пляжей, отсутствовала туристическая инфраструктура. Барселона имела репутацию промышленно-торгового города, а не туристического.

Таким образом, эффекта в городе удалось достичь больше не благодаря спортивным объектам, а благодаря созданию практически с нуля туристической инфраструктуры, которая приносит прибыль и по сей день. Через десять лет после Олимпиады число туристов увеличилось в два раза, а их средняя продолжительность пребывания в городе выросла на 110%. Кроме того, на 90% выросло количество гостиничных номеров, а число проводящихся в Барселоне деловых мероприятий увеличилось в 3,6 раза.

Неудачными оказались Игры в Афинах в 2004 году. Греческому бюджету они обошлись в $7,46 млрд и привели к увеличению бюджетного дефицита страны в 2004 году c 3,2% до 4%.

После Олимпиады в Пекине в 2008 году было создано около 1,36 млн новых рабочих мест (430 тыс.— в сфере строительства, 800 тыс.— в туристическом и гостиничном секторе, 130 тыс.— в области оптовой торговли).

Есть ли надежды у Сочи

Ситуация в Сочи на настоящий момент выглядит неоднозначной. Во-первых, рекордными являются расходы на Олимпиаду. - $12,5 млрд. С одной стороны, на эти средства были построены новые спортивные объекты, прежде всего для горнолыжного туризма, а также объекты инфраструктуры, такие как новый вокзал, аэропорт, ветка аэроэкспресса из аэропорта, дорога в обход Сочи, значительно облегчающая транспортную обстановку в городе.

По данным Оргкомитета Сочи 2014, Олимпиада уже начала оказывать влияние на развитие Сочи и всего Краснодарского края за пять лет до начала Игр. В период  с 2005 по 2009 год число туристов в Сочи увеличилось на 55,6%, с 3,08 млн до 4,8 млн человек. Впрочем, мэр Сочи Анатолий Пахомов ждет в Сочи в 2012 году около 4 млн туристов.

Однако есть целый ряд нерешенных проблем. Во-первых, есть риск нехватки бюджетных гостиниц. По словам источника на гостиничном рынке, если вопрос со строительством дорогих пятизвездочных гостиниц решен, то инвесторов для строительства ряда недорогих 3-х и 4-х звездочных гостиниц найти так и не удалось. Компании отказываются браться за проекты, поскольку расчеты показывают, что они не окупятся.

Всего номерной фонд Сочи должен пополниться на 40 тысяч номеров, однако эксперты высказывают большое сомнение, что этого результата удастся достичь. Правительство не исключает использования круизных лайнеров, оборудованных под гостиницы, для размещения части гостей Олимпиады. А отсутствие доступных гостиниц вряд ли заставит впервые приехавших сюда гостей Олимпиады вернуться в Сочи.

Ранее объем заявок на строительство пятизвездочных отелей в Сочи почти вдвое превышал потребности (необходимо 2 тыс. пятизвездочных номеров, инвесторы найдены на строительство уже 3,8 тыс. номеров), а желающих вложиться в четырехзвездочные отели было почти вдвое меньше, чем необходимо (нужно 5,2 тыс. номеров, а инвесторы найдены были только для 2,7 тыс. номеров).

Как отмечал на совещании, посвященном подготовке к проведению Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года, мэр Сочи Анатолий Пахомов, существуют и другие проблемы. В частности, в настоящее время нет средств на строительство набережной в Сочи, а многие пляжи в городе остаются не отремонтированными еще с советских времен. «Мы строим две набережные, одну из них - в Имеретинской низменности (где будет Олимпийский парк – прим. Вестник АТОР). В центре города Сочи, к сожалению, у нас не получается приступить к работам из-за отсутствия финансирования», - сказал Пахомов. А чистое море с оборудованными удобными пляжами, как известно, один из ключевых факторов успеха курорта.

Оставшийся нерешенным вопрос с гостиницами не позволит значительно увеличить количество туристов в Сочи. По данным Cushman&Wakefield, в настоящее время текущая загрузка гостиниц в Сочи составляет в среднем около 48%. И 75% отдыхающих предпочитают отдыхать в частном секторе, а не в сертифицированных гостиницах. Вероятно, виной сложившейся ситуации является неконкурентоспособность уже существующих гостиниц по соотношению цена-качество с частными апартаментами.

В результате недорогих хороших гостиниц и чистых пляжей может так и не появиться по итогам Олимпиады, хотя именно это, как показывает практика, является залогом успеха для привлечения туристов.

Дата публикации: 28.08.2012
Источник: АТОР

Почему мы? Путешествуй с «Белым Кроликом»

Турфирма «Белый Кролик» - это молодая организация, где трудятся энергичные люди, имеющие богатый опыт как работы в сфере туризма, так и самих путешествий. Мы знаем особенности этой сферы изнутри, и выбираем только надежных туроператоров и проверенные туры. Путешествуйте только с «Белым Кроликом»!

Белый кролик
всё о компании